Три всемирноизвестных архитектора

Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969 гг.)

Вилла Тугендгат в Брно (Чехия, 1930 г.)

Людвиг Мис ван дер Роэ — величайший архитектор, один из тех, кто положил начало рационалистичной архитектуре Германии с использованием четких геометрических линий в городском строительстве. Проекты Миса ван дер Роэ сыграли важную роль в развитии архитектуры следующих поколений. Главной идеей архитектора-модерниста была предельная простота сооружений с сохранением благородства и монументальности. Постройки архитектора, выполненные, в основном, из стекла и стали, имеют подчеркнутый акцент вертикальных и горизонтальных линий.

Начало творческого пути

Людвиг Мис ван дер Роэ родился в Германии. Будучи подростком, он подрабатывал у местного архитектора. С 1905 года Роэ работал у архитектора и специалиста по интерьерам Бруно Пауля в Берлине, а в 1908 — у Петера Беренса, под влиянием неоклассических идей которого и появился архитектурный стиль Роэ. С 1911 по 1912 года Мис руководил проектом Беренса по строительству здания посольства Германии в Санкт-Петербурге. Уже в 1913 году архитектор открыл в Берлине свое проектное бюро, где и проработал до 1930 года.

1919-1924 года для Мис ван дер Роэ стали временем для экспериментальных проектов. Одной из наиболее впечатляющих его работ стали стеклянные небоскребы. Следующие проекты — два загородных дома с использованием кирпичных и железобетонных конструкций — выражали новую концепцию в строительстве и сыграли немалую роль в развитии современного архитектурного искусства. Эти здания имеют непостоянный характер элементов. Стены дома приобретают самостоятельное значение и выводятся за пределы строения, чем связывают его с окружающей территорией. Именно эти проекты послужили решению разграничения дома на хозяйственную и жилую часть, что впоследствии становится основным принципом при проектировании. Роэ стремился подчинить объемы и пространство непосредственной функции здания и в результате получил свободно-разграниченную композицию. Позже, в 1926 году, Роэ работал над созданием памятника Карлу Либкнехту и Розе Люксембург, который поразил общественность динамикой и суровостью. В 1927 г. Людвиг Мис ван дер Роэ становится руководителем Международной выставки в Штутгарте, где представляет свой проект трехэтажного жилого дома с трансформируемым внутренним пространством. Именно проект Миса становится «прародителем» современных свободных планировок с подвижными перегородками.

Кульминация в развитии архитектуры Роэ

В 1929 году Роэ начал строительство павильона Международной выставки в Барселоне. Здесь он получил возможность творить, и в результате возведенное здание стало не только выставочным павильоном, но и непосредственно самим экспонатом выставки. В этом проекте применялись четкие геометрические линии и отражающие свойства материалов. Плоская крыша, стальные стойки, свободно расчлененное пространство — все это позволило использовать стены из легких материалов. Кроме павильона, Роэ создал коллекцию мебели «Барселона». Проект нес в себе воплощение новой концепции, которая принесла автору мировую известность.

Следующим проектом великого архитектора стало строительство в 1930 г. виллы Тугендгат в Брно. Здесь он продолжил развитие идей, примененных в возведении павильона, но применил их к жилому дому. Роэ использовал стеклянные стены, которые можно убирать и объединять пространство с ландшафтными зонами. Виллу автор дополнил коллекцией мебели «Брно». Проект считается венцом творчества в Германии великого Людвига Мис ван дер Роэ.

Годы эмиграции в США

С приходом к власти нацистского движения Мис переехал в США в 1937 г., где возглавил архитектурную школу Иллинойского института технологии. И уже в 1938 г. стал работать над проектированием и возведением технологического института в Чикаго. В архитектурном наследии Миса среди малоэтажных домов можно отметить «Стеклянный дом» в Плейно. Изюминкой строения стало его «парение» в воздухе. Подобного эффекта удалось достичь благодаря полностью стеклянным стенам, стоящим на стойках над водой. Дом впоследствии был признан памятником архитектуры штата. Не менее значительным направлением в работе Роэ считаются его высотки в Чикаго — небоскреб на Лейк-Шор-Драйв и «Коммонуэлс променад», которые быстрыми темпами завоевали известность и были объявлены достопримечательностями города. Наиболее впечатляющее здание — небоскреб «Сигрэм-билдинг» в Нью-Йорке — Мис построил в 1958 г. Именно оно стало прототипом бизнес-центров по всему миру. В строительстве здания архитектор использовал в качестве декора навесные внешние профили. Перед небоскребом Роэ спроектировал площадь с фонтаном. Одним из наиболее интересных проектов Миса ван дер Роэ в период 1953-1964 годов стало строительство здания для компании по изготовлению рома «Бакарди». Здесь автор максимально акцентирует внимание на горизонтальных плоскостях, что, буквально, магнитом притягивает взгляды прохожих.

Последние годы творений

Последним значительным проектом Роэ был Музей современного искусства в Западном Берлине, реализованный в 1968 году. Архитектура здания стала олицетворением идеалистических черт неоклассицизма. В августе 1969 г. великий архитектор закончил свой творческий и жизненный путь. Творения Людвига Мис ван дер Роэ стали началом целого архитектурного течения. Однако после смерти Роэ его стиль начал терять актуальность, а в 80-е годы его вытеснил постмодернизм.

Работы Людвига Мис ван дер Роэ

1919–1924 гг. — экспериментальные проекты; стеклянные небоскребы;

1924 г. — два загородных дома из кирпича и железобетона;

1926 г. — памятник Карлу Либкнехту и Розе Люксембург;

1927 г. — трехэтажный жилой дом в рамках проекта Международной выставки в Штутгарте;

1929 г. — павильон Международной выставки в Барселоне;

1930 г. — виллы Тугендгат в Брно;

1938 г. — начало строительства технологического института в Чикаго;

1946–1951 гг. — «Стеклянный дом» в Плейно, Иллинойс;

1951 г. — жилой небоскреб в Чикаго на Лейк-Шор-Драйв;

1952 г. — здание архитектурной школы Краун-холл;

1957 г. — небоскреб «Коммонуэлс променад» в Чикаго;

1958 г. — конторское здание «Сигрем-билдинг» в Нью-Йорке;

1959 г. — здание для компании «Бакарди»;

1968 г. — Музей современного искусства в Западном Берлине.

 

Ле Корбюзье (1887-1965)

Вилла Савой в Пуасси (Франция, 1929–31 гг.)

Шарля Эдуара Жаннере (настоящее имя Ле Корбюзье) при жизни и часто после смерти именовали одновременно «самым нелюдимым» и «самым великим» архитектором ХХ века. Ему принадлежит теория восстановления «очищенных» от ненужных деталей предметных очертаний и форм — так называемого архитектурного пуризма. Ле Корбюзье свято верил в возможность совершенствования общества при помощи рационально устроенного человеческого жилища и города, выдвинул идею «города-сада». Это он создал теорию модулора — структуру гармоничных величин, базирующуюся на пропорциях человеческого тела. Одна из ключевых заслуг Ле Корбюзье — формулировка в 1926 году прославленных «Пяти отправных точек современной архитектуры» с последующим созданием иллюстрировавшего их «Вуазена» (план-макет перестройки Парижа).

Начало творческого пути

Ле Корбюзье родился в 1887 году в Ла-Шюде-Фон (Швейцария). Происходил из семьи потомственных граверов и художников, но сердце и душу отдал искусству зодчества. Будучи гениальным архитектором, он совершенно не обладал специальным образованием. На становление мастера в наибольшей мере повлияла идея здания-машины, утопия совершенного индустриального города, способность архитектурных пространств работать как четко налаженный механизм. Профессиональные навыки получил у французов Густава и Огюста Пере; потом отправился в Германию, учился и работал у Теодора Фишера в Мюнхене, потом — в Берлине, у Петера Беренса. Далее начинающий архитектор отправился в кругосветное путешествие, стремясь воочию увидеть все великие современные здания и прекрасные вековые сооружения. Возвратившись на родину, преподавал в школе Л’Эплаттенье.

В 1917 году стал настоящим гражданином мира и вольным архитектором, рожденным, чтобы его изменять и совершенствовать. В 1919 году поселился и жил в Париже, в 1921 — открыл проектную мастерскую (улица де Севр). С этого времени он становится знаменитостью: участник Салонов в Париже, почетный лектор нью-йоркского музея современного искусства, помощник в проекте сооружения Министерства нацпросвещения в Рио-де-Жанейро. Псевдоним «Ле Корбюзье» впервые появился в 1928 году на страницах «Эспри Нуво» (литературно-художественный журнал в соавторстве с Озанфаном).

Кульминация в развитии архитектуры Ле Корбюзье

Все 5 принципов единства конструкции и архитектуры, сформулированные мастером в начале 1920-х гг., нашли чудесное отражение в знаменитой вилле Савой (Пуасси, 1929-31 гг.). К ним относятся: свободно стоящая в пространстве жилища колонна; функциональная независимость прочного каркаса и самих стен; вольный план; свободный фасад; роскошный сад на крыше. Как он утверждал: «Архитектура — это склад ума, а не ремесла». Эта мысль нашла воплощение в данной идее. Вилла представляет собой куб, установленный на столбах. При восходе солнца вся конструкция озаряется теплым и мягким солнечным светом. Дом открыт со всех своих сторон. Раздвижные двери создают связь между наружным миром и интерьером.

В 1927 году проводился Международный конкурс на здание женевского Дворца Лиги Наций. Наиболее интересным и функционально выдержанным стал проект Ле Корбюзье и Пьера Жаннере. В 1929-33 годах мастер создает убежище Армии Спасения и в 1931-33 — общежитие для швейцарских студентов в Париже. Первое — самое крупное сооружение в карьере архитектора, второе — образец «впечатляющего изящества». И снова в основе — мощные железобетонные колонны, принцип изогнутого и, одновременно, свободного пространства. В 1938-52 гг. создает 3 проекта: общественный центр Сен-Дье, «жилую единицу» в Марселе и Капитолий в Чандигархе.

Ле Корбюзье своими самыми известными зданиями стремился установить принцип взаимосвязи индивидуальных и общественных сфер, пространств. Кроме того, в его руках грубая железобетонная конструкция становилась «живой» и пластичной. Впервые использовал для внутренней отделки яркие, сочные цвета. Все это — характерные черты Сен-Дье. Не меньший интерес представляет уникальное по красоте и сложное по проектировке здание индийского Капитолия с громадной крышей в форме изящных крыльев роскошной бабочки.

Последние годы творений

К этому периоду принадлежит создание капеллы в 1955 году в Роншане, здание доминиканского монастыря в Ла Туретт (1959), кембриджский Центр искусств (1961-64), Дом молодежи и культуры в Фирмини (1961-65), Центр Ле Корбюзье в Цюрихе (1963-67). Одной из незавершенных стала работа над будущим Карпентер-Центром Визуальных Искусств в Бостоне. Воистину, этот великий архитектор — во многом первооткрыватель, главными методами в современной архитектуре считавший созидающее творчество, свободу и фантазию, рационализм и функциональность.

Работы Ле Корбюзье

Допарижский период:

1905 г. — Вилла Фалле

1912 г. — Вилла Жаннере-Перре

1916 г. — Вилла Швоб (Вилла Турку)

Все — в Ла-Шюде-Фон (Швейцария)

Период 1917-1939:

1922 г. — Дом-ателье Амеде Озанфана в Париже (Франция)

1923-24 гг. — Вилла Ла Роша-Жаннере в Париже (Франция)

1924-25 гг. — Поселок Фруже, Пессак, Бордо (Франция)

1924 г. — Павильон «Эспри Нуво» для Всемирной выставки в Париже (Франция)

1926 г. — Дом-убежище Армии Спасения в Париже (Франция)

1926 г. — Дом Кук в Болонь-сюр-Сен в Париже (Франция)

1926-27 гг. — Вилла Штейн-де Монзи, Вокрессон в Париже (Франция)

1927 г. — Дома в поселке Вейссенгоф, Штутгарт (Германия)

1928-33 гг. — Здание Центросоюза в Москве

1929-31 гг. — Вилла Савой в Пуасси (Франция)

1930-32 гг. — Швейцарский павильон в Интернациональном студенческом городке (Париж)

1930 г. — Многоквартирный дом Кларте в Женеве (Швейцария)

1931-33 гг. — Дом в Порт-Молитор в Париже (Франция)

1935-36 гг. — Министерство здравоохранения и образования (Дворец Гуштаву Капанемы) (Бразилия)

Период 1940-1965 гг.:

1946-51 гг. — Мануфактура Дюваль в Сен-Дье (Франция)

1947-52 гг. — Марсельская жилая единица (Франция)

1949 г. — Дом Куручета в Ла-Плате в провинции Буэнос-Айрес (Аргентина)

1950-55 гг. — Капелла в Роншане (Франция)

1951-57 гг. — Чандигарх — новая столица штата Пенджаб (Индия)

Другие проекты:

1955-57 гг. — Дома Жауль в Нейи-сюр-Сен в Париже (Франция)

1957-59 гг. — Бразильский павильон, Интернациональный студенческий городок (Париж)

1957-59 гг. — Национальный музей западного искусства в Токио (Япония)

1963-67 гг. — Павильон Хейди Вебер (Центр Ле Корбюзье) в Цюрихе

1962 г. — Карпентер-Центр Визуальных Искусств, Гарвардский ун-т в Бостоне (США)

 

Луис Генри Салливан (1856–1924)

Мавзолей Уэйнрайта (Сент-Луис, 1892 г.)

Луис Генри Салливан общепризнанно считается выдающимся американским архитектором, «первооткрывателем» рационализма в зодчестве, отцом американского — яркого и выразительного — модернизма. Луис Генри Салливан выступает создателем современной концепции так называемой органической архитектуры, в соответствии с которой окружающая здание природная среда, функциональное предназначение построенного архитектурного объекта и применяемые в процессе этого материалы обязаны точно, органично и безукоризненно дополнять друг друга, синтезироваться, являя собой идеальные компоненты единого, целостного архитектурного проекта. Луис Генри Салливан является автором известных слов: «Форма — есть отражение своего назначения». Именно этот талантливый мастер стал автором-создателем одного из первых — уникальных и впечатляющих — небоскребов.

Начало творческого пути

Луис Генри Салливан появился на свет 3 сентября 1856 года в Бостоне, США. Будущий архитектор так и не получил законченного специального образования. Тем не менее, именно архитектура стала делом его жизни, профессией для души. Некоторое время учился архитектуре в известном сегодня Массачусетском технологическом институте (в течение 1872-73 гг.). Своим первым учителем считал Уильяма Роберта Уэйра.

После прерванной учебы переехал в Филадельфию, где усердно трудился в творческой мастерской Фернесса. Вследствие затянувшейся депрессии работа как таковая закончилась. Салливан переехал в Чикаго, где, к своему удивлению и радости, застал настоящий строительный ажиотаж после Великого чикагского пожара. Здесь архитектор работал с Уильямом Ле Барон Дженни. Спустя почти год уехал в Париж. Посещал французскую Школу изящных искусств в течение 1874-75 гг.

Кульминация в развитии архитектуры Луиса Генри Салливана

Вскоре Салливан вернулся в Штаты и стал сотрудничать с Данкмаром Адлером. Полноправными партнерами они стали в 1883 году, вместе основав фирму «Адлер и Салливан» с целью воссоздания пострадавших от пожара в Чикаго 1871 г. городских районов. Именно здесь начал творческий путь прославленный Фрэнк Ллойд Райт. Начальной точкой творческих экспериментов в архитектуре стали для Луиса Генри Салливана произведения Ричардсона, где романтика и фантазия тесно переплетались с рациональной логикой и функциональностью. Изучая проблемы каркасной конструкции и правильной акустики, гораздо больше заинтересовался работой над абстрактными формами.

Фирма успешно просуществовала вплоть до 1895 года. Луис Генри Салливан выступал в качестве креативного автора декора, придумывающего свои собственные образцы по французским примерам. Их тандем был воистину прекрасен: Салливан — архитектор изящного и запоминающегося орнамента, стильного и необычного интерьера; Адлер брал на себя проектные планы, инженерные вопросы, акустику. Вскоре сотрудничество прекратилось, заказов заметно поубавилось. Несколько симпатизировал Салливану старый заказчик — Дэвид Майер, попросивший в 1898 г. выстроить новый торговый дом Schlessinger&Meyer Store, куда более известный как Carson Pirie. Данный заказ — последний, оказавший заметное влияние на современный облик города.

Первым большим проектом Луиса Генри Салливана стал Аудиториум в Чикаго (построен в течение 1886-89 гг.). На рубеже веков (двадцатого и двадцать первого) первым в истории архитектуры разработал реальную идею высотного сооружения, желая правильно и эффективно применить новейшие ритмику и пропорции, навязанные, продиктованные структурой конторского здания в форме ячеек. Один из самых первых небоскребов — Уэйнрайт-билдинг в Сент-Луисе (1890 г.) был выстроен Салливаном и Адлером из терракотовых плит на стальном каркасе и толстого стекла. Постройка признана образцом для множества современных высотных зданий, возникших позднее на всей территории США.

Последние годы творений

Все свои взгляды на архитектуру подробно изложил в статье 1896 года «Высотное конторское здание с художественной точки зрения». С 1908 г. работал в творческом тандеме с Джорджем Грантом Элмсли («алмазные шкатулки» и «дома прерий»).

Луис Генри Салливан с 1886 по 1923 гг. часто был лектором и писал об архитектуре, искусстве, демократии и образовании. К сожалению, в 1918 г. объявил о полном своем банкротстве, закончив жизнь 14 апреля 1924 г. в большой бедности.

Луис Генри Салливан считается настоящим мастером современной архитектуры, первым строителем небоскреба. Все его постройки характеризуют конструктивная идеальность и функционализм.

Работы Луиса Генри Салливана

1889 г. — Аудиториум в Чикаго (сейчас университет Рузвельта)

1890 г. — Оперный театр в Пуэбло (Колорадо)

1892 г. — Мавзолей Уэйнрайта в Сент-Луисе

1893 г. — павильон транспорта на Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго

1894 г. — здание Чикагской фондовой биржи; Пруденшл-билдинг в Буффало

1898 г. — Байярд-билдинг в Нью-Йорке

1907 г. — усадьба Генри Бэбсона в Риверсайде (Иллинойс)

1908 г. — Национальный сельскохозяйственный банк в Оватоне (Миннесота) 

  • 001
    001 Цена: 3900 руб./м2
  • 002
    002 Цена: 2900 руб./м2
  • 003
    003 Цена: 2900 руб./м2
  • 004
    004 Цена: 3900 руб./м2
  • 005
    005 Цена: 2900 руб./м2
  • 006
    006 Цена: 2900 руб./м2
  • 007
    007 Цена: 2300 руб./м2
  • 008
    008 Цена: 3900 руб./м2
  • 009
    009 Цена: 3900 руб./м2
  • 010
    010 Цена: 2900 руб./м2
  • 011
    011 Цена: 2900 руб./м2
  • 012
    012 Цена: 1900 руб./м2
  • 013
    013 Цена: 2900 руб./м2
  • 014
    014 Цена: 3900 руб./м2
  • 015
    015 Цена: 3900 руб./м2
  • 016
    016 Цена: 3900 руб./м2
  • 017
    017 Цена: 3900 руб./м2
  • 018
    018 Цена: 2900 руб./м2
  • 019
    019 Цена: 3900 руб./м2
  • 020
    020 Цена: 3900 руб./м2
  • 021
    021 Цена: 2900 руб./м2
  • 022
    022 Цена: 2900 руб./м2
  • 023
    023 Цена: 2900 руб./м2
  • 024
    024 Цена: 2900 руб./м2
  • 025
    025 Цена: 2900 руб./м2
  • 026
    026 Цена: 2900 руб./м2
  • 027
    027 Цена: 2900 руб./м2
  • 028
    028 Цена: 2900 руб./м2
  • 029
    029 Цена: 2900 руб./м2
  • 030
    030 Цена: 2900 руб./м2
  • 031
    031 Цена: 2900 руб./м2
  • 032
    032 Цена: 2900 руб./м2
  • 033
    033 Цена: 2900 руб./м2
  • 034
    034 Цена: 2900 руб./м2
  • 035
    035 Цена: 2900 руб./м2
  • 036
    036 Цена: 2900 руб./м2
  • 037
    037 Цена: 2900 руб./м2
  • 038
    038 Цена: 2900 руб./м2
  • 039
    039 Цена: 2900 руб./м2
  • 040
    040 Цена: 2900 руб./м2
  • 041
    041 Цена: 2900 руб./м2
  • 042
    042 Цена: 2900 руб./м2
  • 043
    043 Цена: 2900 руб./м2